Страничка логопеда

Логопед детского сада «Левушка» знакомит родителей с особенностями речевого развития детей.

К двум годам дети достигают нового уровня речевого развития, когда детский лепет переходит постепенно в слова, а словарный запас достигает 300-400 слов. Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок 2 года развитие речи индивидуален, и очень часто устраивают между собой сравнительные дискуссии, мол, чей говорит больше. Не стоит этого делать, ведь каждый ребенок индивидуален и темпы развития могут быть абсолютно разные. Но существуют определенные возрастные параметры, говорящие о нормальном речевом развитии малыша. Один из них – понимание ребенком обращенной к нему бытовой речи взрослых. Специалисты еще говорят – понимание и выполнение простой инструкции: пойди в свою комнату и принеси мишку; возьми куклу и положи ее на кроватку, укрой куклу одеялом. Покачай ее.    Второй момент – активная речь самого ребенка, которая не возможна при отсутствии у него определенного словарного запаса.

     На самом деле, период от 2 до 3 лет – это период активного пополнения словарного запаса, который нужен для построения речи. Первым и главным помощником в этом выступает мама или человек, который постоянно находится рядом. У двухлетнего малыша просыпается природная любознательность, он начинает задавать вопрос «что это», и конечно должен обязательно получить ответ. Малыш еще более активно начинает познавать окружающий мир, везде пытается залезть, посмотреть, пощупать. Не стоит в такие моменты ему запрещать это делать, просто уберите предметы, которые опасны.

     Развитие речи ребенка 2 лет во многом зависит от вашего общения с ним. Обучать речи малыша нужно круглосуточно. Озвучивайте все, что вы делаете, и что происходит вокруг малыша, ведите себя с ним как с собеседником. Обращайте его внимание на предметы, их характеристику и свойства. Если вы пошли гулять, то рассказывайте про все, что встречается на вашем пути.

     Очень часто речь детей 2 — 3 лет характеризуется неправильным произношением слов. Очень важно, чтобы вы не коверкали слова в ответ, а просто демонстрировали для малыша их правильное произношение, но не заставляли его повторять. Если вы правильно будете произносить слова, ребенок их правильно и запомнит.

     Обучать ребенка общению нужно используя игры для детей раннего возраста, развивающие речь. Для этого можно дома взять несколько игрушек и придумать игру, в которой вы демонстрируете малышу, как надо отвечать на вопросы и просите его это сделать. Рассказывайте сказки малышу, используйте разную интонацию для ее героев, так ребенок научится распознавать зайчика и волка, например. Для игры можно использовать обучающие карточки с изображениями предметов.

     К концу второго года жизни ребенок начинает использовать словарный запас для активного общения с окружающими, и прежде всего, взрослыми. Это могут быть обращения, просьбы, жалобы, пожелания или просто рассказы.

     Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т.д. Обязательно постарайтесь сделать ваши занятия интересными и весёлыми!

     Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

     Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки. Выдувайте мыльные пузыри.

     Кто дольше? В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

     Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Мы увидим листопад—пад-пад- пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.

     Проводи мишку. Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

     Голоса животных. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

     Угадай животное. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку.

Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное. Кукла спит. Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать.

Пускай ваш малыш покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом).

     Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

     Повтори за мной. Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.

     У меня зазвонил телефон. Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

     Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.

В период от 2,5 до 3 лет малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст «почемучек»).

     К трем годам происходит значительный скачок в развитии речи, трехлетний ребенок может иметь словарный запас до 1200 слов.

     В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

     Что должно встревожить родителей

  • ребенок не может строить простые фразы;
  • малыш путает названия частей тела;
  • у ребенка маленький словарный запас.

     Если малыш еще не заговорил.

     Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему». Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

     В чем причина?

  • Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы. Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».
  • Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.
  • Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены. 

     Вспомним основные моменты сказанного:

     С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи:

  • показывайте ребенку предметы и называйте их;
  • называйте и показывайте действия с игрушками;
  • показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;
  • рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним;
  • дети очень любят чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще, но используйте в них только правильно произносимые малышом звуки.
  • играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.

      Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями.

Вам необходимо обеспечить дальнейшее восприятие речи окружающих. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.

     Вам следует совершенствовать активную речь ребенка — обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью — уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

     Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях. Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»

     Желаю успеха!

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

     Начиная с 5 лет, дети переходят в старший возраст. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверенны в себе, научились общаться с ровесниками, играть. В этом возрасте все дети трудолюбивы, охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они разговорчивые!

Характеристику речевого развития детей от 5 до 6 лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение должно прийти в норму.

     Внимание, родители!

     Искаженный звук может закрепиться и исправить его с возрастом будет всё труднее.

     Звуковая сторона речи.

     Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 годам: у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторые смешения звуков «Л-Р», «С-Ш» в многосложных словах (лаборатория, шерстяной). Но так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

     Лучшим материалом для показа интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

    Формирование навыков звукового анализа.

    Развиваются простейшие формы звукового анализа, становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком. Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова. В возрасте 5 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова.

    Словарный запас.

    После 5 лет словарный запас растет стремительно. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — достигает своего расцвета. Слова запоминаются сами собой. Эту способность, схватывать всё на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная активность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка:

  • чем больше ребенок знает, тем больше его словарный запас (около 3000 слов).

    Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов. Дети пользуются словами обобщениями (транспорт, посуда). Много прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов.  Дети подбирают слова противоположные по смыслу. Ребенок называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановка звуков, слогов, исключение составляют только некоторые трудные слова.

    Грамматический строй речи.

    В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, случаев словотворчество становится всё меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованием звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — много карандашов) и так далее. Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением (вошел, зашёл, пришел, подошел).

    Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не грушев, а груш: не на пианине, а на пианино; не ложить, а класть).

    Связная речь.

    Качественный скачок происходит в овладении связной речью.

    Все условия для развития связной речи к 5 годам созданы:

  •  звукопроизношение;
  •  грамматический строй;
  •  накоплен словарный запас.

    Все это дает возможность облечь в словесную форму мысль.

    Приготовление к игре, распределение ролей, придумывание сюжета по ходу игры — всё это требует умения говорить. Надо отметить, что на всех перечисленных этапах игры, прежде всего, нужна диалогическая речь, как одна из форм связной речи.

Но в данном возрасте необходимо развивать монологическую речь. Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко. Необходимо учить детей пересказывать, составлять рассказы описания, составлять рассказы по картине и серии картин. Развитие речи требует системной и последовательной работы специалистов и родителей.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!

    Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Например: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

    Список литературы для детей 5-6 лет

— читать детям нужно каждый день;

— если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

1. Николай Носов. Рассказы «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).

2. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы». 

3. Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».

4. Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».

5. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

6. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.

7. Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».

8. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».

9. Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).

10. Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.

11. Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».

12. Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».

13. Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».

14. Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».

15.  Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».

16. Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».

17. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».

18. Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».

19. Туве Янсон. Все о Муми-троллях.

20. Дмитрий Емец «Приключения домовят».

21. Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Учитель – логопед Динер Н.Н.